Лаборатория экономических исследований Кемеровской области

 

Заведующий лабораторией  - к.э.н., доцент Речко Галина Николаевна

e-mail: rgn.kem @ mail.ru

Кадровый состав:

 

Историческая справка

Кемеровская лаборатория ИЭОПП СО РАН (реструктурирована в Лабораторию экономических исследований Кемеровской области с 09.03.2016) создана в марте 1968 г. в целях мониторинга социально-экономических процессов, протекающих в Кузбасском регионе. Основателем и первым руководителем лаборатории был крупный российский экономист: доктор экономических наук, профессор Виталий Эрастович Попов. С 1986 г. Кемеровское подразделение ИЭОПП СО РАН возглавлял доктор экономических наук, профессор Юрий Абрамович Фридман. В настоящее время заведующий лабораторией – к.э.н. Речко Галина Николаевна.

 

Основные цели создания, стоящие перед лабораторией научные задачи и крупные циклы выполненных исследований и практических разработок

1. Экономическая защищенность Кузбасса и его роль в экономической безопасности России. Кузбасс является одним из немногих регионов в России, которые, не будучи напрямую «мотором» исповедуемой сегодня Россией модели экономического развития, пытается создать собственную экономическую модель, использующую как механизмы взаимодействия с центром, так и механизмы глобального экономического развития.

Основными элементами региональной модели, позволившей Кузбассу за полтора десятилетия не только «подняться с колен», но и создать условия для инновационного развития, являются:

  • стабильная, нацеленная на решение проблем (а не являющаяся частью проблемы) власть;
  • новая доктрина экономического развития, имеющая целью рост доходности ресурсов, эффективности использования накопленного научного и человеческого потенциала;
  • высокий уровень согласованности экономических интересов власти и бизнеса, а в последнее время и науки;
  • создание и развитие институтов инновационного развития;
  • постоянный поиск новых форм и инструментов реализации региональной и промышленной политики.

Вместе с тем уровень экономической защищенности региона недостаточен. Мировой финансовый и экономический кризис весьма болезненно «ударил» по ведущим секторам региональной экономики. Мировые цены на сырьё, уголь и металлы, тарифная политика российских монополистов (РЖД, энергетика, топливо) на сегодня определяют «уровень жизни» региона.

Несмотря на усилия последних лет в области инновационного развития Кузбасс отстаёт от многих сибирских регионов. Снижается роль Кузбасса в обеспечении экономической безопасности России.

Какова сегодня роль Кузбасса в развитии России? Каков уровень конкурентоспособности региона? Как добиться роста эффективности в базовых отраслях? При каких условиях регион может конкурировать на мировых рынках? Какие новые экономические конструкции нужно использовать для роста эффективности? Каков кузбасский путь инновационного развития? Ответы на эти и подобные вопросы представляется возможным найти в рамках настоящего исследования.

2. Инновационное развитие сырьевых отраслей региона как драйвер роста его конкурентных преимуществ (на примере угольной промышленности Кузбасса). Большинство концепций инновационного развития сырьевых регионов в России исходят из необходимости создания новых отраслей и производств, не связанных с добычей природных ресурсов, и сокращения доли сырьевых отраслей в валовом региональном продукте. На практике попытки реализации вышеназванных концепций приводят к отвлечению ресурсов на малопродуктивные проекты (по принципу «лишь бы они не были связаны с сырьем») и актуализируют риски деградации потенциала системообразующих отраслей таких регионов. В России практически нет исследований, доказывающих, что сырьевые отрасли могут выступать в роли драйверов инновационного развития и являться крупнейшими потребителями инноваций. В настоящее время нет общепризнанных методов количественной оценки инновационной ёмкости сырьевых отраслей и их влияния на инновационное развитие территории в целом. Отсутствие серьёзных научных разработок в данной сфере приводит к тому, что программы инновационного развития сырьевых регионов РФ на 15-20 лет изначально содержат слабо обоснованные, спорные, а порой ошибочные рекомендации, реализация которых приведёт к снижению конкурентоспособности регионов. Мы предполагаем на примере угольной отрасли Кемеровской области доказать, что сырьевые отрасли могут выступать драйвером инновационного развития и наращивать конкурентные преимущества региона.