Тематические сессии конференции

 

Сессия «Социально-экономические неравенства в современной России»

 

Цель – обсудить изменения социально-экономической структуры и неравенства в России за последние десятилетия, а также методологические и методические сложности их анализа. Возникают ли «новые неравенства»? Что привносят цифровые технологии и их доступность в формирование «новых неравенств»? Почему отношения собственности оказываются «в тени» исследовательского внимания социологов при изучении экономической стратификации? Какие группы населения можно идентифицировать в зависимости от обладаемой собственностью? Как социальные и профессиональные группы размещаются в экономической стратификации? По каким критериям экономическое неравенство растет, а по каким – сокращается? Как социально-экономическая стратификация меняется в результате институциональных реформ и как «откликается» на экономическую динамику? Какие возможности и риски общественного развития предполагает экономическая стратификация современного российского общества? Какие измерения и проявления экономической стратификации в России «скрыты» от исследователей из-за отсутствия данных?

 

Сессия «Жилищные истории и жилищная мобильность россиян»

 

Основной объект собственности, которым массово стали владеть россияне в результате экономических реформ 1990-х – жильё. Постепенно приватизация как доминирующий механизм обретения этой собственности заменяется покупкой и наследованием, то есть за цифрами жилищной обеспеченности и характеристик жилого фонда стоят многоплановые экономические и социальные процессы макро- и микроуровня. Для многих из нас жильё и связанные с ним взаимоотношения – это доминанты структурирования как повседневности, так и продолжительных жизненных периодов. При этом разнообразие ситуаций отсутствия собственного жилья не меньше, чем разнообразие жилищных условий; оно может быть как результатом осознанного выбора, маркером этапа жизненного цикла, так и горьким результатом жизненных обстоятельств. В выступлениях данного тематического направления приглашаем представить исследования жилищных отношений, их формирования и регулирования в современной России, варианты структурирования жилищных групп, траекторий изменения жилищных условий и др.

 

Сессия «Городские и сельские территории в мобильном мире»

 

На сессии предлагается обсудить социальные проблемы функционирования и развития разных типов территориальных образований (городов, сёл, городских агломераций и т.п.) в изменяющемся обществе: потенциальные возможности, ограничения и социальные последствия и перспективы. Может быть несколько тематических фокусов: - социальные детерминанты развития городских и сельских территорий, оценка качества жизни, восприятие жизненного пространства и привлекательность места жительства для населения, возможности и барьеры развития местных сообществ в условиях меняющейся внешней среды; - многоплановые процессы мобильности жителей разных типов городских и сельских образований: причины активизации или затухания отдельных видов перемещений в физических (географических) и социальных системах координат, мотивы, условия ресурсы и барьеры мобильности городского и сельского населения, их воздействие на изменения жизни людей, устройство и ландшафты территорий; - население – власть – бизнес как субъекты территориальных отношений, их роль в развитии территории (партнерство или конфликт интересов), реформирование системы местного самоуправления (проблемы, оценки результативности, причины неудач, социальные последствия для развития городских и сельских территорий), потенциал самоорганизации локальных сообществ, предпосылки и ограничения горизонтальных взаимодействий для улучшения социально-экономической ситуации на местном уровне.

 

Сессия «Цифровая повседневность как тематическое направление и среда реализации исследований»

 

На сессии планируется обратиться к вопросам, связанным с особенностями актуальной повседневности, частью которой стали цифровые технологии, устройства и интернет. Предлагаем рассмотреть вопросы взаимодействия в цифровой среде (характер и вариации взаимодействий индивидов, групп и сообществ, направления изменений), восприятия цифровой реальности (границы и пересечения цифровой и «реальной» сред), использование «умных» технологий в организации повседневности. Цифровые технологии понимаются в том числе как инструмент изучения, в этой связи особый интерес представляет обсуждение различных методологических перспектив и подходов, количественный (сетевой анализ, big data) и качественный (концептуальные тематизации повседневности, теории практик) варианты в исследованиях с помощью и на тему цифровизации. Приветствуются также доклады, ориентированные на методическую рефлексию, сопоставление привнесенных «цифрой» и классических методов исследования, представление междисциплинарных кейсов.

 

Сессия «Развитие человеческого потенциала: тенденции, практики, факторы»

 

Вопросы для обсуждения:

- возможности использования теории человеческого потенциала и подходов, сочетающихся с родственными теориями (например, человеческого капитала) для изучения новых и традиционных практик населения и молодежи в условиях вызовов современного мира, расширения цифрового пространства и сферы инноваций. Состояние и дифференциация человеческого потенциала и человеческого капитала (территориальные, имущественные, социальные, гендерные и другие аспекты), их динамика и тенденции. Состояние, тенденции и факторы изменений образовательных систем, рынков труда, среды жизнедеятельности на национальном уровне, в регионах и их влияние на реализацию человеческого потенциала;

- развитие и сохранение человеческого потенциала в 21 веке. Методики, индикаторы, факторы и аспекты изучения ЧП в контексте изменяющейся социальной реальности: мотивы, ценности и цели человеческой деятельности, социальное самочувствие, социальная и территориальная мобильность, неравенства в доступности услуг образования, здравоохранения, культуры, практики разных групп населения в сферах образования, занятости, гражданских и творческих инициатив, практики самосохранительного поведения и повседневности;

- оценки экспертами, населением, родителями, учащейся молодежью происходящих изменений в системе образования и на рынке труда, перспектив и барьеров карьерного и профессионального роста, возможностей самореализации в профессии, труде, творчестве, бизнесе.

 

Сессия «Наука и жизнь: институциональные реформы, участие в мировой научной конкуренции, взаимодействие с «индустриальными» партнерами – баланс выигрышей и проигрышей»

 

Тематический ландшафт сессии: Догоняющие и опережающие мировой опыт исследовательские и образовательные практики российской социологии. Институциональные реформы последнего десятилетия – стимул и/или демотиватор развития науки и образования. Опыт взаимообогащающего сотрудничества академических и неакадемических структур, специализирующихся в социально-экономической сфере. Оценка наших порывов и прорывов в области развития науки и образования в динамическом и межстрановом / межрегиональном контексте.

 

Круглый стол «Фундаментальные знания, рынок труда, soft skils: на что ориентироваться в социологическом образовании?»

Тематика круглого стола подразумевает обращение к рефлексии исследователей и преподавателей, обсуждение нового опыта в методах, приемах и принципах, применимых и востребованных в преподавании, развитие у студентов компетенций, повышающих шансы быть востребованным на рынке труда.

Предлагаем в свободном формате обсудить следующие вопросы: Каковы реальные ориентиры в формировании содержания социологического образования? При нарастающем институциональном регулировании образования (прежде всего в виде образовательных стандартов) как реагируют на него студенты, преподаватели, профессиональные сообщества? Происходит ли размывание содержания социологического образования? Что собственно социологического остаётся в социологическом образовании в условиях его переориентации на новые требования рынка труда, связанные с технологическими изменениями в сборе данных о поведении? В каких отношениях находятся социальная аналитика и социология? Насколько однородно по содержанию социологическое образование? В чём реально проявляются различия в разных уровнях образования – бакалавриате и магистратуре? Каковы наиболее удачные практики обучения студентов-социологов исследовательской работе?

 

Специальная сессия «Социальные исследования вне университета и академии: институциональные и технологические перспективы»

 

Сфера социальных исследований стала многоплановой, так или иначе структурированной, включает множество разных субъектов, специализирующихся в отдельных исследовательских направлениях, на отдельных видах исследовательских работ. Университеты и академические институты, выполняющие научные исследования, – лишь её часть. Мы приглашаем наших выпускников и коллег, как учёных, так представителей research-индустрии, обсудить взаимоотношения всех, кто выполняет социологические, маркетинговые, политические исследования, технологические перспективы сферы социальных исследований. За что и в чём конкурируют исследователи? Чем они могут взаимно обогатить research-сферу и в каких направлениях сотрудничать? Какими практиками и институциональными инструментами регулируется в целом сфера социальных исследований? Применима ли метафора fast и slow для сегментации современной российской социологии? Какие социальные тренды «замечают» маркетологи, какие социологические знания можно извлечь из результатов маркетинговых исследований? В целом из каких данных, объяснительных моделей, ограничений складываются социологические представления о российском обществе? ‒ выступления на данной сессии могут быть сфокусированы как на конкретных методологических, методических, организационных проблемах научных и «индустриальных» социальных исследований, так и быть посвящены размышлениям и об институциональных и технологических перспективах research-сферы.