Новости и события

<<< Вернуться к списку

Роль Мирового большинства в развитии Севморпути как международного транспортного коридора

03 апреля 2024

 

В условиях продолжающегося нарушения традиционных цепочек поставок, обусловленных падением грузоперевозок через Суэцкий и Панамский каналы, растет значимость Северного морского пути (СМП) как важнейшего элемента международной логистики. На фоне разворота России в сторону Мирового большинства растет интерес со стороны дружественных и нейтральных стран к транзитным контейнерным перевозкам по Севморпути, что способствует укреплению транспортной связанности и развитию «импульсных проектов» в регионах Азиатской России.

Как сообщил генеральный директор «Росатома» А. Лихачев, госкорпорация ведет работу совместно с эмиратской компанией DP World по реализации долгосрочной программы по контейнерным грузоперевозкам на Севморпути. Лихачев подчеркнул, что главным направлением сотрудничества с партнерами из ОАЭ является формирование альянса по развитию международного транзита на СМП.

Партнерство между «Росатомом» и DP World осуществляется в рамках совместного предприятия "Международная контейнерная логистика", созданного в октябре 2023 г. В рамках этого СП, «Росатом» и DP World планируют достичь объема перевозок в 800 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (TEU) в год. При этом 51% этого проекта принадлежит дочерней компании «Росатома» «Русатом Карго», а DP World контролирует 49%.  «Росатом» является инфраструктурным оператором Севморпути.

В свою очередь, DP World на протяжении последних нескольких лет осуществляет масштабную программу по  созданию глобального холдинга в сфере международной логистики. По словам главы DP World Султана Ахмеда бин Сулайема, компания инвестировала более 6 млрд долл. в развитие цепочек поставок. Помимо СМП, география деятельности DP World включает страны Восточной Африки, индийский штат Гуджарат и ряд других направлений, а также экологические проекты в ОАЭ. По итогам 2023 г., DP World отчиталась о росте выручки на 6,6%, до 18,2 млрд долл.

В ходе Санкт-Петербургского международного экономического форума в 2023 г. бин Сулайем отметил, что DP World заинтересована в Севморпути в рамках стратегии по диверсификации своих маршрутов поставок. Глава компании отметил, что Россия обеспечивает связь Востока и Запада, что стало особенно важным в условиях нарушения глобальных цепочек поставок в условиях ковидных ограничений 2020-2021 годов. Бин Сулайем подчеркнул, что сотрудничество с «Росатомом» позволит его компании снизить сроки и стоимость поставок благодаря использованию Севморпути и тем самым сэкономить значительные средства.

Запуск нового проекта по развитию международного грузопотока по Севморпути происходит на фоне рекордного роста поставок по этому маршруту. По итогам 2023 г., объем перевозок по СМП обновил исторический рекорд и составил 36,254 млн тонн, что на 250 тыс. тонн больше плана. Таких показателей удалось достичь, главным образом, за счет компании «НОВАТЭК», чьи поставки сжиженного природного газа (СПГ) составили более половины всего грузопотока.

За прошлый год также выросла и международная значимость СМП. В 2023 г. китайская компания NewNew Shipping Line запустила регулярные грузовые рейсы по Севморпути между портами Китая и Санкт-Петербургом, Мурманском и Архангельском. Планы NewNew Shipping Line включают запуск 10 контейнеровозов по Севморпути, а в настоящее время рейсы осуществляют четыре судна. В результате, контейнерооборот между Россией и Китаем увеличился на 23% по итогам 2023 г.

В то же время, рост международной значимости Севморпути открывает новые возможности для развития транспортной связанности регионов Сибири и Арктической зоны РФ, что способствует росту уровня жизни и социально-экономического благополучия Азиатской России. Увеличение грузопотока по СМП также является решающим фактором развития российского судостроения в силу растущего спроса на грузовые суда, что также способствует созданию новых рабочих мест и развитию отечественных технологий. Еще одним следствием расширения транспортно-логистической инфраструктуры вдоль СМП стало развитие туризма, что создает дополнительные возможности для роста инвестиций в смежные отрасли региональной экономики.

Таким образом, расширение торгово-экономического сотрудничества со странами Мирового большинства уже приносит плоды в виде дополнительного импульса к развитию транспортно-логистических возможностей Сибири. Помимо Китая и ОАЭ, уже участвующих в проектах развития СМП, в качестве перспективных стран-участниц таких проектов рассматриваются Индия, государства Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. В итоге, Севморпуть не только превращается в один из ключевых транспортных коридоров мирового уровня, но также становится одним из ключевых факторов формирования и укрепления многополярной системы международных отношений.

 

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.