Взаимодействие с органами государственной власти

Институт принимает активное участие в деятельности различных органов федеральной и региональной государственной власти.

Кроме непосредственного участия в выполнении прикладных работ в интересах органов власти и деятельности в составе различных экспертных советов при государственных органах, Институт всегда обозначает и доводит свою аргументированную позицию путем подготовки пояснительных записок и коммюнике по острым неоднозначным вопросам социально-экономического развития страны.

Так, например, при реализации крупного научного проекта  в рамках выигранного конкурса Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по приоритетным направлениям  научно-технологического развития по теме  «Социально-экономическое развитие Азиатской России  на основе синергии транспортной доступности, системных знаний о природно-ресурсном потенциале,  расширяющегося пространства межрегиональных взаимодействий» было подготовлено и направлено в государственные органы федеральной и региональной власти, а также муниципальные органы, более 60 документов за 3 года.

В их числе – предложения по совершенствованию системы стратегического планирования в Российской Федерации; о подходе к обеспечению развития отечественного научно-промышленного потенциала – актуальные проблемы развития Сибири и Сибирского Федерального Округа и направленные на их решение инвестиционные проекты; о неотложных мерах и шагах по повышению эффективности нефтегазового сектора экономики России; комментарии и предложения к проекту Рекомендаций парламентских слушаний на тему «Научный кадровый потенциал страны: состояние,  тенденции развития и инструменты роста»; замечания и предложения к проекту «Стратегии социально-экономического развития Ангаро-Енисейского макрорегиона на период до 2035 года»; аналитическая записка о развитии инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по территориям которых проходят опорные магистрали и многое другое.

Практика подготовки оперативных записок, предложений по мерам и мероприятиям, замечаний к стратегическим документам, экспертных заключений, уточнений и дополнений, предложений по реализации основополагающих документов и планов, рецензий к документам, предложений по развитию отдельных секторов, отраслей и регионов для органов власти различного уровня стала традиционной.

Руководство института и его ведущие сотрудники являются членами:

  • экспертного совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;
  • экспертной группы Управления экспертно-аналитической деятельности Аналитического центра при правительстве Российской Федерации;
  • окружной комиссии при Полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе;
  • Высшего экономического совета Сибирского федерального округа;
  • совета по развитию высшей школы при администрации Новосибирской области;
  • Общественно-консультативного совета при управлении  федеральной миграционной службы России по Новосибирской области;
  • межведомственного координационного совета при губернаторе Новосибирской области по проблемам семьи, женщин;
  • экспертного совета при Комитете по делам молодежи Правительства Новосибирской области;
  • экспертного совета при Полномочном представителе Президента РФ в Сибирском ФО, Государственной Думе ФС РФ (комитет по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям),
  • экспертного совета Внешэкономбанка РФ;
  • экспертного совета Торгово-промышленной палаты РФ (комитет по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса);
  • Совета по науке и высшему образованию при Губернаторе Красноярского края;
  • экспертного совета Мегапроекта «Енисейская Сибирь»,
  • научно-координационного совета РАН по проблемам прогнозирования и стратегического планирования в Российской Федерации (с 2018 г.);
  • координационных советов Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов федерации «Сибирское соглашение»;
  • в прошлые годы входили в состав Экспертного совета Минтопэнерго РФ и Совета Федерации РФ,
  • являлись одним из сопредседателей Экономического Совета Тюменской области.

Традиционно сотрудники Института участвуют в проведении ежегодных Международных форумов технологического развития Технопром, организуемых Правительством Новосибирской области в качестве спикеров, экспертов и организаторов тематических секций.

В рамках взаимодействия с органами местного самоуправления, прежде всего Сибири и Дальнего Востока, сотрудники института ведут активную работу по содействию в развитии муниципальных образований. Ярким примером такого рода работы может служить деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, в создании которой институт принял непосредственное участие. Сотрудники института участвуют в создании программ развития муниципальных образований, проводят консультации и методическую работу с сотрудниками муниципалитетов. Также проводится мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях России с целью оценки динамики ситуации, выявления проблем, возникающих в муниципальных образованиях в современных условиях, подходов к их решению на местах, а также изменений в деятельности органов местного самоуправления и направлений совершенствования системы местного самоуправления.

Результаты сотрудничества и взаимодействия Института с органами государственной и муниципальной власти находят наиболее зримое воплощение в разработке стратегий и программ социально-экономического развития регионов и городов (Стратегия социально-экономического развития Сибири, Стратегия развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с целевым видением до 2050 года, Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, Красноярского края, Алтайского края, г. Новосибирска, г. Бердска, других субъектов Федерации и муниципальных образований). Для Красноярского края подготовлен научный отчет «Анализ возможностей усиления взаимодействия производственных комплексов севера и юга Красноярского края при освоении минерально-сырьевых ресурсов Таймыра и смежных территорий, включая кооперацию крупнейших компаний-участников КИП «Енисейская Сибирь» с малым и средним бизнесом и определение перспективных ниш для инвестирования».  

Востребованность компетенций Института по стратегированию различных субъектов подтвердил Губернатор Новосибирской области на встрече с руководством Института в 2024  году.  Высоко оценивая научные результаты исследований Института, лидер региона предложил обсудить выработку методических предложений по реализации стратегического цельного подхода к социально-экономическому развитию региона в современных условиях, с приоритизацией направлений развития при актуализации стратегии социально-экономического развития Новосибирской области.

Институт регулярно участвует в открытых конкурсах, проводимых федеральными и региональными министерствами по различным вопросам  макроэкономического прогнозирования, бюджетного планирования, разработки плановых документов, создания концепций развития и эффективности энергетики, развития логистики и транспорта, муниципального управления.