Новости и события

<<< Вернуться к списку

Новые проекты Северного морского пути возможны на фоне «сибиризации» России и роста международного интереса

06 февраля 2024

 

Правительство России совместно с Госкорпорацией «Росатом» и властями Архангельской области, Республики Карелия и Республики Саха (Якутия) рассмотрят возможность включения ряда новых проектов в план развития Северного морского пути (СМП). Согласно сообщению на сайте Президента России, В.В. Путин дал соответствующее поручение по итогам рабочей поездки в Архангельскую область, состоявшейся 11 декабря 2023 г., а доклад по итогам рассмотрения предложенной инициативы должен быть представлен до 1 марта 2024 г.

В числе проектов, предложенных к включению в план развития СМП до 2035 г., названы строительство глубоководного района порта Архангельск, реконструкция Беломорско-Балтийского канала, портов Кемь и Беломорск (Республика Карелия), а также строительство глубоководного района Найба в Якутии. Ожидается, что предложенные проекты позволят расширить объемы временного хранения и перевалки импортных, экспортных и каботажных грузов вдоль Севморпути и повысят конкурентоспособность российских грузоотправителей на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

В результате дальнейшего развития инфраструктуры вдоль СМП, Россия получит порт с выходом в мировой океан без пересечения территориальных вод других государств, а также обеспечит круглогодичную навигацию крупнотоннажного флота при снижении стоимости доставки грузов за счет сокращения сроков доставки и использования собственных судов.

Тем временем, в российском МИДе отмечают рост международного значения Севморпути на фоне военно-политической напряженности в акватории Красного моря. Как отметил посол по особым поручениям внешнеполитического ведомства Н.  Корчунов, Москва видит интерес со стороны других стран после заявления о том, что Севморпуть может обеспечить проход судов международных транспортных компаний, желающих перестроить свои маршруты из-за конфликта на Ближнем Востоке.

Как сообщает агентство Bloomberg, противостояние США и их союзников с одной стороны, и йеменских хуситов с другой, способствует ускорению фрагментации и регионализации мировой торговли. Так, отмечается, что значительная часть грузоперевозок между евроатлантическим регионом и странами Ближнего Востока и Индо-Тихоокеанского региона теперь осуществляются по более длинному и затратному маршруту вокруг Африки.

Это привело, в частности, к падению поставок нефти из США в Азию более чем на треть в январе по сравнению с декабрем 2023 г., при этом число нефтяных танкеров, проходящих через Суэцкий канал, сократилось на 23%, а поставки сжиженного природного газа (СПГ) упали на 73% за тот же период. По данным египетских властей, общий доход от транзита через Суэцкий канал упал на 46% в январе 2024 г. 

В условиях дальнейшего распада западноцентричной модели глобализации и диверсификации логистических маршрутов международной торговли, растущая роль Северного морского пути становится одним из главных конкурентных преимуществ России в международной торговле. Как отметил президент В. Путин, российский ледокольный флот является самым большим в мире, что дает огромные возможности для развития логистики и промышленности, а также создания новых рабочих мест вдоль Севморпути.

Укреплению международного сотрудничества с дружественными и нейтральными странами также способствует возобновление навигации по маршруту Владивосток-Ченнаи, который должен стать продлением Севморпути в Индию. Как сообщают индийские СМИ, этот проект активно обсуждается между Москвой и Нью-Дели. Тем временем, дискуссии в рамках форума India Energy Week 6-9 февраля 2024 г., как ожидается, поспособствуют дальнейшему укреплению многосторонних торгово-экономических связей в рамках формирующейся многополярной системы международных отношений.

Как отмечает участник Российского совета по международным делам (РСМД) С.А. Караганов, проекты по соединению Севморпути с Южной Сибирью, Китаем и Юго-Восточной Азией приведут к формированию эффективного выхода Приуралья и западных регионов Сибири на рынки Индии и других стран Южной Азии, а также Среднего Востока. В результате, «сибиризация» России даст новый импульс к развитию не только всероссийских производственных комплексов полного цикла, но и к формированию более устойчивой архитектуры мировой экономики.

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.