Новости и события

<<< Вернуться к списку

Росатом и НОВАТЭК готовятся к запуску круглогодичной навигации по Севморпути

13 ноября 2023

 

Росатомфлот завершает летне-осеннюю навигацию в восточной части Северного морского пути (СМП) накануне готовящегося перехода к круглогодичной навигации по мере расширения ледокольного флота и увеличения объема грузоперевозок. Согласно сообщению Росатомфлота, восточная часть Карского моря уже закрыта льдами, а навигация в восточной части СМП обычно длится с июля по ноябрь.

Росатомфлот сообщает, что 10 ноября в порту Певек Чукотского автономного округа атомный ледокол «Арктика» взял под проводку теплоходы «Пола Дудинка» и «Мыс Дежнева», к которым в Восточно-Сибирском море присоединится научно-исследовательское судно «Григорий Михеев». Планируется, что «Арктика» завершит проводку каравана 21 ноября.

«Пола Дудинка» принадлежит новосибирской транспортной компании «А-сервис». Ранее в этом месяце судно доставило 9,9 тыс. тонн продовольствия, стройматериалов и техники в Певек, расположенный на берегу Чаунской губы. В порту Певек сообщают, что фактически навигация на этот сезон завершена, и судозаходов в этом году больше не ожидается.

Учитывая растущую стратегическую и экономическую значимость Севморпути в условиях мировой турбулентности, крупные российские компании обсуждают способы обеспечения круглогодичной навигации. Ранее в этом году генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев сообщил, что совместно с НОВАТЭКом планируется запустить круглогодичную навигацию по восточной части СМП уже в 2024 г.

В настоящее время, по данным Росатомфлота, в акватории СМП работают три атомных ледокола – «Арктика», «Сибирь» и «50 лет Победы».

Тем временем, международные наблюдатели полагают, что полноценная круглогодичная навигация по СМП может начаться в 2025 г. По оценкам британского брокерского агентства по фрахтованию судов Gibson Shipbrokers, использование Севморпути для транспортировки российских нефти и сжиженного природного газа (СПГ) становится все более выгодным с экономической точки зрения. Так, эксперты Gibson отмечают, что доставка нефти из Мурманска в китайский порт Жичжао по Севморпути занимает 28-31 день, в то время как доставка через Суэцкий канал обычно занимает около 45 дней.

По данным НОВАТЭК, продолжаются поставки энергоресурсов с проекта «Ямал СПГ» по Севморпути на восток, и компания уже заказала строительство 30 судов, которые будут перевозить по Севморпути до 1 млн тонн СПГ в год. На данный момент НОВАТЭК эксплуатирует 28 судов в рамках проекта «Ямал СПГ».

Согласно оценкам британского аналитического агентства Vortexa, поставки российской нефти по Севморпути в июле-сентябре 2023 г. утроились по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Эксперты отмечают, что растет и число танкеров, проходящих по СМП на восток.

По плану правительства России по развитию Севморпути, годовой объем грузоперевозок составит 80 млн тонн в 2024 г., 150 млн тонн в 2030 г. и 220 млн тонн в 2035 г. По оценкам экспертов, развитие арктического транспортного коридора в Азию принесет наибольшую выгоду российским компаниям топливно-энергетического комплекса, главным образом, Газпрому, НОВАТЭКу и Роснефти.

 

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.