Новости и события

<<< Вернуться к списку

Поворот России к Мировому большинству ведет к переориентации глобальных цепочек поставок

14 марта 2024

 

Тектонические сдвиги в системе мировой торговли, ускорившиеся с введением беспрецедентных западных санкций против России в 2022 г., стали причиной существенных перемен в структуре глобальных цепочек поставок. На фоне сокращения экономического влияния «коллективного Запада» в странах Мирового большинства и укрепления торговых связей в рамках БРИКС и ОПЕК+, международные наблюдатели отмечают растущую фрагментацию мировой экономики, при этом «западноцентричная» модель глобализации, по-видимому, исчерпала свой потенциал.

Глобализация мировой экономики претерпела значительные изменения за последние годы в силу становления многополярности в международных отношениях, адаптации стран и компаний к появляющимся преградам в осуществлении их внешнеэкономической деятельности, а также из-за регионализации мировой торговли. К таким выводам пришли эксперты логистической компании DHL  в ежегодном Докладе о глобальной связанности за 2024 г., выпущенном на основе исследований Школы бизнеса Леонарда Н. Штерна Нью-Йоркского университета (NYU).

Эксперты оценили текущий уровень глобализации мировой экономики в 25%, указав, что, по их методологии, 0% означает полное прекращение международной торговли, а 100% - абсолютную прозрачность границ для торговли. Отмечается, что «относительно низкий» уровень глобализации не означает отказа ведущих экономик мира от взаимной интеграции. Однако эксперты DHL и NYU указывают, что отказ стран Запада от торговли с Россией в 2022-2023 гг. и постепенное сокращение экономического сотрудничества между США и Китаем являются ведущими факторами переформатирования международных цепочек поставок, что ведет к изменению принципов глобализации мировой экономики.

По оценкам DHL и NYU, рост международного обмена информацией практически остановился два года назад, в том числе обмен научными исследованиями, правами на интеллектуальную собственность и патентами. Отмечается, что именно обмен информацией и, как следствие, технологиями, был основной движущей силой глобализации в течение последних 20 лет. Однако теперь набирает силу такая практика, как “friendshoring” – т.е. приоритет технологического и экономического сотрудничества с дружественными странами во внешнеэкономических планах отдельных государств и компаний.  

Эксперты DHL и NYU также признают, что российская внешняя торговля продемонстрировала  устойчивость в условиях западных санкций. Отмечается, что в 2021 г. на США и их союзников приходился 51% российской внешней торговли, а в 2023 г. их доля упала до 18%. При этом, доля Китая выросла с 19% до 33% за тот же период. Доля остальных стран Мирового большинства (включая «близких союзников Китая» и «нейтральные страны») выросла с 30% до 50% российского оборота внешней торговли.

Что касается прямых иностранных инвестиций в проекты в России, то доля США и их союзников упала с 84% в 2021 г. до 19% в 2023 г. Доля Китая выросла с 3% до 10%, а доля остальных стран Мирового большинства выросла с 12% до 72% за тот же период. В докладе отмечается, что главными источниками ПИИ в российские проекты в 2023 г. стали Беларусь, Индия и ОАЭ. 

В свою очередь, агентство Bloomberg цитирует недавний доклад международного рейтингового агентства Moody’s , который подтверждает тренды, обозначенные выше. Аналитики Moody’s отмечают, что глобальные цепочки поставок перемещаются от традиционных центров экономического роста в сторону таких стран, как Индия, Вьетнам и Мексика. Такие выводы служат очередным подтверждением тезису о переходе «центра тяжести» мировой экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион.  Эксперты Moody’s также отметили продолжающееся сокращение экономического сотрудничества между США и Китаем, что также служит фактором перемен в системе мировой торговли.

На фоне формирования новых цепочек поставок, международные наблюдатели отмечают устойчивый рост экономической активности в России. Так, по сообщению Bloomberg, российский экспорт нефти вырос на 590 тыс. баррелей в день в начале марта 2024 г. и достиг своего максимума за текущий год. При этом в числе покупателей, наряду с Китаем, оказались такие страны, как Индия, Пакистан, Египет и Турция. Рост российского экспорта продолжается на фоне как роста мировых цен на нефть, так и роста стоимости топлива в западных странах – так, в США стоимость бензина для потребителей в данный момент на 60% выше, чем в 2020 г. 

В настоящих условиях, страны Мирового большинства все чаще отвергают гегемонию США и их союзников в международных делах. В частности, представитель правящей партии Индии «Бхаратия джаната» Джайвир Шергилл заявил 7 марта 2024 г., что его страна «не нуждается в одобрении или диктате западного мира» в отношении сотрудничества Индии с Россией или любой другой страной. Шергилл также подчеркнул  важность индо-российского сотрудничества в сфере обороны, закупок российской нефти и инвестиций в углеводороды.

Одновременно, агентство Рейтер отмечает, что рост российско-китайской торговли способствует развитию деловой активности в России, в том числе в сфере логистики, розничной торговли и автомобильной промышленности, в числе прочих отраслей.

Таким образом, в 2022 г. Россия не только, по определению С.А. Караганова, выбила фундамент из-под гегемонии Запада в виде его военного превосходства, но и поставила в тупик западноцентричную модель глобализации, запустив процесс перехода к новой системе международных экономических отношений. Прямым результатом антироссийских санкций 2022-2023 гг. стали: мировой энергетический кризис, деиндустриализация в странах ЕС, рекордный рост торговли между странами Мирового большинства, историческое расширение БРИКС и укрепление координации в рамках ОПЕК+. В результате, становление многополярной системы международных отношений становится объективной реальностью на фоне уходящей эпохи гегемонии «коллективного Запада».

 

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.