Новости и события

<<< Вернуться к списку

Роль «поворота на Восток» во внешней торговле России на фоне роста мировой турбулентности

22 декабря 2023

 

Объем российского экспорта энергоносителей в недружественные страны в 2023 г. сократился на 71,4% по сравнению с уровнем 2021 г., причем экспорт в Евросоюз упал почти на 78%, заявил первый вице-премьер России Андрей Белоусов. При этом общий объем российского энергоэкспорта практически восстановился до уровня 2021 г. в денежном выражении на фоне увеличения поставок в страны «глобального Юга», а экспорт нефти вырос на 7% за тот же период – до 250 млн тонн.

Белоусов также отметил, что доля недружественных стран в импорте товаров и услуг в Россию упала с 50% в 2021г. до 29% в уходящем году. При этом общем объем импорта в 2023 г. достиг 300 млрд долл., что выше, чем в 2021 г., когда объем импорта составил 296 млрд долл.

Эти данные говорят о продолжающейся переориентации российской внешней торговли с Запада на Восток в результате как беспрецедентного санкционного давления со стороны США и их союзников, так и объективного перехода «центра притяжения» мировой экономики в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона и стран «мирового большинства».

В то же время, Россия сохраняет стабильный профицит во внешней торговле. Так, в 2022 г. общий импорт составил 259 млрд долл., экспорт – 592 млрд долл.; по итогам 2023 г. импорт ожидается на уровне 314 млрд долл., экспорт – 459 млрд долл., а в 2024 г. прогноз по импорту находится на уровне 320 млрд долл., по экспорту – 471 млрд долл. При этом, за первые 10 месяцев 2023 г. российский импорт составил 237 млрд долл., а экспорт – 351 млрд., а общий объем т.н. «параллельного импорта» за последние два года достиг 70 млрд долл.

В рамках масштабной переориентации внешней торговли России следует отметить быстрое наращивание торгово-экономического сотрудничества с Индией. Объем двусторонней торговли составил 54,7 млрд долл. в январе-октябре 2023 г., и ожидается, что эта цифра вырастет до 100 млрд долл. к 2030 г. Тем временем, объем российско-китайской торговли превзошел целевой показатель в 200 млрд долл. в январе-ноябре 2023 г, увеличившись на 27% после 30-процентного роста в 2022 г.

В условиях роста турбулентности в международных отношениях, стратегический поворот России на Восток может сыграть стабилизирующую роль в рамках т.н. «региональной глобализации». Как отметили участники недавней дискуссии Валдайского клуба, на фоне внешнеполитических противоречий между странами «мирового большинства», в частности, Индией и Китаем, Россия может играть роль «честного арбитра». Развитие торгово-экономического, дипломатического и культурного присутствия России в Азии, Африке и Латинской Америке, таким образом, поможет предотвратить конфликты или сгладить их последствия.

В частности, Россия наращивает экспорт энергоресурсов в Афганистан, что, по оценкам RT, позволяет «облегчить бремя мировых цен на сырьевые товары» для страны, находящейся в процессе восстановления после 20-летнего присутствия войск НАТО. Сообщается, что Афганистан приобрел 176 тыс. тонн российского сжиженного природного газа (СПГ) в январе-ноябре 2023 г. на фоне двукратного роста продаж российского СПГ в страны Средней Азии за тот же период (390,1 тыс. тонн).

Углубляющийся кризис существующей модели глобализации, согласно Концепции внешней политики России, требует дальнейшей диверсификации механизмов экономического сотрудничества. В то же время, по оценкам экспертов Валдайского клуба, укрепление политико-экономических связей со странами Востока и «глобального Юга» при сохранении прагматичного взаимодействия с некоторыми западными странами обеспечит более адекватное присутствие России вменяющейся системе международных отношений.

Таким образом, разворот России на Восток, вероятно, продолжится в 2024 г. на фоне сохраняющихся рисков нарушения цепочек поставок, локальных конфликтов, и применения санкций. Одновременно с изменениями во внешней торговле, ожидается, что все большую роль будет играть потребление энергии на внутреннем рынке России.

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.