Новости и события

<<< Вернуться к списку

Итоги председательства России в Арктическом совете

23 января 2024

 

На фоне становления многополярной системы международных отношений, значительные перемены происходят и в Арктическом регионе, где открываются новые возможности для сотрудничества России с ключевыми партнерами из числа стран «мирового большинства». Рост турбулентности в мировой экономике, риски нарушения цепочек поставок вдоль традиционных мировых логистических маршрутов, а также постепенный демонтаж западноцентричной модели глобализации способствуют превращению России в движущую силу устойчивого развития Арктики.

18 января 2024 г. в рамках Международного дискуссионного клуба «Валдай» состоялось обсуждение итогов российского председательства в Арктическом совете в 2021-2023 гг. В ходе дискуссии, эксперты отметили, что за указанный период принцип общих интересов и равенства всех стран в Арктике отошел на второй план, и Россия становится главной арктической державой мира. Такие перемены обусловлены стремительным развитием ряда российских проектов в регионе, в т.ч. Севморпути, Восток Ойл, Ямал СПГ и Арктик СПГ, а также развитием российского стратегического планирования в Арктике.

На фоне обострения международной конкуренции в Арктике, эксперты «Валдайского клуба» отметили, что российский «поворот на Восток» способствует как поиску новых международных партнеров для арктических проектов, так и созданию фундамента для возможного налаживания отношений с западными странами в будущем. Отмечается, что идеи создания «большой Евразии» и укрепление арктического сотрудничества в рамках БРИКС могут помочь достижению стратегических целей России в регионе.

Как отмечают аналитики агентства Bloomberg, «гонка за контроль над Арктикой» обостряется в силу причин как военно-стратегического, так и экономического характера. Арктика представляет особый интерес с точки зрения добычи и транспортировки нефти и газа, а также рыболовства. В более широком контексте, эти аспекты связаны с вопросами мировой энергетической и продовольственной безопасности, что объясняет интерес к Арктике со стороны крупных экономик, главным образом, России, Китая и США.

В этом контексте, попытка правительства США в одностороннем порядке расширить контроль над континентальным шельфом в Арктике в декабре 2023 г. становится ярким примером международной конкуренции в регионе. Соответствующее заявление внешнеполитического ведомства США было раскритиковано как противоречащее международному праву, которое предусматривает многостороннее сотрудничество в Арктике в рамках решений ООН.

Тем временем, российско-китайское сотрудничество в Арктике включает инвестиционные проекты, технологическое партнерство и растущие поставки товаров по  Севморпути, в том числе начавшееся в 2023 г. использование СМП китайскими перевозчиками. Международные наблюдатели отмечают, что в ушедшем году Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай впервые с 2018 г., обойдя Саудовскую Аравию. Такой результат был достигнут не в последнюю очередь благодаря росту загруженности Севморпути.

В число стран БРИКС, заинтересованных в освоении Арктики, также входят Индия и Бразилия. В течение 2023 г. представители России и Индии обсуждали вопросы сотрудничества в сфере транспорта и логистики, главным образом, вдоль Севморпути, а также его продления до индийского порта Ченнаи, на фоне роста двусторонней торговли и сотрудничества в сфере энергетики. В свою очередь, в  Бразилии обсуждается научно-техническое сотрудничество в Арктическом регионе по вопросам изменения климата и устойчивого развития.

В ходе дискуссий «Валдайского клуба», в компании «Росатом», являющейся инфраструктурным оператором Севморпути, отметили рост объемов грузоперевозок по этому маршруту, достигших рекордного значения в ушедшем году. Международные перевозчики также проявляют интерес к перенаправлению грузов с Суэцкого канала на СМП из соображений устойчивости и безопасности судоходства. В компании подчеркнули, что с октября прошлого года работает совместное предприятие «Международная контейнерная логистика», в котором 51% контролирует подразделение «Росатома», а 49% - дочерняя компания логистической компании DP World, управляемой правительством ОАЭ.

С переходом председательства на 2023-2025 гг. к Норвегии, рабочие группы Арктического совета планируют сосредоточиться на проблемах изменения климата, устойчивого развития и улучшения благосостояния жителей Арктического региона. Согласно Стратегическому плану до 2030 г., Арктический совет стремится обеспечить мир, стабильность и конструктивное сотрудничество в регионе посредством решения экологических и экономических проблем, а также укрепления многосторонней дипломатии.

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.