Новости и события

<<< Вернуться к списку

Правительство России и НОВАТЭК развивают СПГ-инфраструктуру на Камчатке

27 ноября 2023

 

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому 12 млрд руб. будет направлено из федерального бюджета для строительства инфраструктуры по приему и переработке сжиженного природного газа (СПГ) в Камчатском крае. Финансирование этих проектов выделяется в рамках программы «Развитие энергетики» в 2023-2025 гг. в целях дальнейшей газификации Камчатки.

По плану правительства, в рамках проекта будет построен ряд объектов береговой инфраструктуры в бухте Раковая Авачинской губы, в их числе причальные сооружения, технологические площадки и мощности для налива СПГ. Также будут построены газопроводы, соединяющие береговые объекты с камчатскими ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

В морскую часть проекта включены 2 танкера-газовоза и плавучая регазификационная установка, строительство которых финансируется компанией НОВАТЭК. Сообщается, что эти танкеры будут доставлять на Камчатку СПГ в рамках проекта «Сахалин-2», которым управляет компания «Газпром». Стоимость морской части камчатского комплекса СПГ оценивается в 30-40 млрд руб.

В правительстве России ожидают, что расширение поставок СПГ в Камчатский край поспособствует социально-экономическому развитию региона. Как отметил губернатор Владимир Солодов, ожидалось, что газификация Камчатки будет проведена за счет собственных месторождений, но ожидаемые запасы природного газа не подтвердились.

В настоящее время в России производится около 33 млн тонн СПГ в год, по данным госпрограммы «Развитие энергетики». Ожидается, что этот показатель вырастет до 47,3 млн тонн в 2024 г, а с завершением строительства заводов в Усть-Луге и «Арктик СПГ-2», Россия будет производить до 66 млн тонн СПГ в год. Ранее в этом году камчатские власти сообщали о дефиците газа в регионе в объеме до 500 млн кубометров в год (0,36 млн тонн), что составляет 1% от общего производства СПГ в России в 2023 г.

Камчатские власти сообщают, что строящаяся в Авачинской губе инфраструктура также будет использоваться для перегрузки СПГ с судов ледового класса, проходящих с Ямала по Северному морскому пути (СМП), на суда общего класса для дальнейшей транспортировки СПГ на мировые рынки. Таким образом, камчатский комплекс СПГ играет важную роль и в развитии Севморпути, по которому, как ожидается, будет запущена круглогодичная навигация уже в 2024 г.

Как отмечают норвежские наблюдатели, строительство СПГ-хаба на Камчатке позволит сократить использование судов ледового класса на 40% для транспортировки СПГ в Азию.

В результате государственно-частного партнерства по развитию СПГ-инфраструктуры, Камчатский край может стать одним из глобальных энергетических хабов по мере дальнейшего развития торговли между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В правительстве Камчатского края отмечают рост частных инвестиций в экономику региона, вызванный строительством комплекса СПГ, и ожидают дальнейшего ускорения деловой активности после его запуска.

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.