Новости и события

<<< Вернуться к списку

Опубликованы рекомендации по итогам конференции "Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность"

23 декабря 2016

 

Резолюция по итогам международной конференции

«Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность»

В Институте экономики  и организации промышленного производства СО РАН 10-13 октября 2016 года состоялась международная конференция «Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность». Конференция была посвящена памяти академика А.Г. Гранберга, внесшего неоценимый вклад в развитие региональной науки в России.

Общее количество участников Конференции превысило двести человек, представлявших академические институты, университеты и независимые исследовательские организации из 9 стран и 25 городов. В Конференции участвовали представители ведущих в области макроэкономического анализа и прогнозирования исследовательских коллективов, таких как Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институт экономики  и организации промышленного производства СО РАН, Институт экономических исследований ДВО РАН, Институт экономики УрО РАН и другие. В пленарных и секционных заседаниях приняли участие академик А.Г. Аганбегян, академик В.В. Ивантер, академик В.В. Кулешов, член-корр. РАН В.А. Крюков, член-корр. РАН Б.Н. Порфирьев, член-корр. РАН В.И. Суслов, проф. Т. Хасегава, проф. И. П. Ковач, проф. С. Тонкова и др. Всего было представлено 77 докладов на 2-х пленарных и 5-ти секционных заседаниях.

Участники Конференции обсудили вопросы регионального стратегического планирования, проблемы экологии и природопользования, вопросы теории и методологии региональной и пространственной экономики, достижения в области экономико-математического моделирования межрегиональных и межотраслевых отношений, конкурентные позиции российских регионов в национальной и мировой экономике. Состоялась научная дискуссия по вопросам анализа и моделирования пространственной экономики, использования новых методов и данных в этой области.

Участники Конференции отмечают неудовлетворительное состояние дел в области стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны, в особенности, ее пространственного развития.

  1. Значительный задел научных разработок в области пространственного развития, созданный российскими (а в предыдущие период – советскими) учеными слабо используется в практике стратегического планирования и экономической политики. В частности, в ФЗ [1]  от 28 июня 2014 г. N 172 научные и исследовательские организации вообще не упомянуты в качестве участников стратегического процесса, а в Постановлении правительства РФ от 20.08.2015 №870, посвященном Пространственной стратегии РФ, им отводится роль привлекаемых по выбору федеральной власти исполнителей [2].
  2. Принципы региональной политики до сих пор не определены, а ее положения все еще основываются на Указе Президента РФ от 03.06.1996 [3]. В действующих стратегических документах основное место занимают перспективы развития отраслей, а пространство рассматривается не более как «аспект». Все еще не разработана Стратегия пространственного развития РФ. Это сдерживает процесс стратегирования в субъектах РФ.
  3. Резкие изменения внешнеэкономической и геополитической конъюнктуры не должны прерывать процесс долгосрочного прогнозирования.
  4. Макроэкономическое прогнозирование осуществляется в отрыве от пространственного фактора. Пространственному прогнозу отведена роль «развертки» макропрогноза на территории страны.
  5. Существенно ослаблены традиции профессионального, демократичного и системного обсуждения проблем стратегического развития на дискуссионных площадках разного уровня, на стыке науки и практики. Ученым отведена роль «самодеятельных» участников общественной дискуссии по поводу готовых проектов стратегических документов.
  6. Статистические данные, необходимые ученым для пространственного анализа и прогноза, предлагаются Росстатом только за плату, по расценкам, непосильным для исследовательских коллективов бюджетных учреждений науки.

 

Участники Конференции рекомендуют

  1. Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации
    Межведомственной рабочей группе по подготовке Стратегии пространственного развития РФ
    Министерству экономического развития РФ

    Восстановить приоритетную роль научного сообщества в процессе обоснования принятия решений в области государственной экономической политики

    1.1. Прогнозировать и учитывать пространственные эффекты реализации стратегических решений;

    1.2. Обеспечить согласование и балансировку стратегических документов и прогнозов всех уровней;

    1.3. Ввести в процесс стратегического планирования в качестве обязательной процедуры независимую экспертизу принимаемых документов с участием квалифицированных специалистов в области пространственной экономики;

    1.4. Восстановить практики стратегирования «снизу»: так, в традициях Сибирского отделения РАН проблемы комплексного развития производительных сил страны и ускорения социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока последовательно обсуждались, начиная с областных центров Сибири и заканчивая законодательными и исполнительными органами верхнего уровня.

  2. Федеральному агентству научных организаций
    Министерству образования и науки РФ
    Федеральной службе государственной статистики
    Российской академии наук

    Поддерживать развитие аналитического и прогнозного инструментария и информационной базы, гарантировать независимость научных коллективов

    2.1. Использовать современные методы многовариантных оценок пространственных эффектов (экономических, социальных, экологических и пр.) для определения влияния стратегических решений различного уровня на пространственное развитие РФ;

    2.2. В качестве приоритетного направления исследований поддерживать разработку методов прогнозирования, прикладных региональных и межрегиональных моделей, в частности, пространственных постановок моделей «затраты-выпуск», позволяющих обеспечить согласование и проводить балансировку различных вариантов и сценариев пространственного развития, а также оценивать их долгосрочные последствия;

    2.3. Поддерживать фундаментальные исследования, принципиально новые подходы к исследованию экономического пространства, такие как агентно-ориентированные модели;

    2.4. Сохранять, оказывая им финансовую поддержку независимо от получения грантов, постоянно действующие исследовательские коллективы, обладающие навыками и инструментарием пространственного анализа и прогнозирования;

    2.5. Обеспечить свободный (бесплатный) доступ исследовательских и научных организаций к данным региональной и муниципальной статистики, налоговой и таможенной служб, а также к национальным и международным базам данных;

    2.6. Обеспечить свободный (бесплатный) доступ исследователей к результатам федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу продукции для разработки базовых таблиц «затраты-выпуск» за 2011 и 2016 гг.

     

  3. Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации
    Межведомственной рабочей группе по подготовке Стратегии пространственного развития РФ
    Министерству экономического развития РФ

    При разработке принципов пространственного развития страны всемерно учитывать и использовать опыт отечественных ученых и специалистов, накопленные ими базы знаний и базы данных, отдавая им приоритет перед исследованиями международных экономических организаций и экспертов. Консолидированная позиция участников конференции состоит в следующем[4]:

    3.1. Перспектива долгосрочного роста может быть обеспечена только сбалансированным развитием всех регионов, которое подразумевает не равномерное развитие, а создание условий, способствующих раскрытию потенциала роста каждого региона.

    3.2. Форсированная территориальная концентрация населения и бизнеса, особенно в крупных агломерациях, поощряемая «сверху», в современных демографических условиях будет способствовать обезлюдению и потере целостности (связности) экономического пространства.

    3.3. Необходимо взвешивать возможные эффекты от продвигаемых во имя связности территории дорогостоящих инфраструктурных проектов и не столь затратных, но систематических мер по улучшению делового климата, снижению уровня коррупции и безопасности бизнеса.

    3.4. Крупные имиджевые проекты, связанные со спортивными, зрелищными и прочими международными мероприятиями, не обеспечивают мультипликативный процесс роста в регионе в той мере, в какой провозглашается на стадии продвижения проектов.

    3.5. Любое изменение территориальной организации экономики, будь то рост агломераций, развитие транспортной инфраструктуры, сокращение малых населенных пунктов или создание новых городов, может способствовать экономическому росту, но не может быть его источником.

    3.6. В условиях государственно-монополистической структуры рынка любое планирование развития региона, на территории которого действует крупная корпорация, будет ограничено интересами корпорации.

  4. Научным коллективам Академии наук, университетов и независимым исследователям

    Сосредоточить и консолидировать усилия на наиболее актуальных проблемах пространственного развития:

    4.1. Пространственное социально-экономическое неравенство

    4.2. Связность пространства, отрыв российского «Севера» от российского «Юга»

    4.3. Закономерности развития агломераций

    4.4. Пространственные межвременные перетоки ренты

    4.5. Проблемы измерения эффектов территориальной организации хозяйства



[1] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" 

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 № 870 "О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации" 

[3] Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» 

[4] Селиверстов В.Е. Сибирская школа стратегического планирования / под ред. В.В. Кулешова ; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2016. - 199 с.
Современная роль экономики Сибири в народнохозяйственном комплексе России / отв. ред. В.В. Кулешов ; РАН, Сиб. отд-ние, ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2014. - 325 с.
Экономика Сибири: стратегия и тактика модернизации / [ред. кол. А.Э. Конторович, В.В. Кулешов, В.И. Суслов] ; ИЭОПП СО РАН. - М. - Новосибирск : Анкил, 2009
От идеи Ломоносова к реальному освоению территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока / под общ. ред. А.И. Татаркина, В.В. Кулешова, П.А. Минакира ; Ин-т экон. исслед. ДВО РАН, ИЭОПП СО РАН, Ин-т экон. УрО РАН, РАН. - Екатеринбург, 2009. - 1226 с.
Азиатская часть России: новый этап освоения северных и восточных регионов страны / отв. ред. В.В. Кулешов ; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2008. - 427 с.
 Сибирь в первые десятилетия XXI века / отв. ред. В.В. Кулешов. - Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2008. - С. 778-779.