Модели развития человеческого потенциала молодежи региона: необходимые условия и стимулы

 

Региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2015 – Новосибирская область.

 

Исполнители:
Руководитель НИР, старший научный сотрудник, к.с.н. – Харченко И. И.,

научный сотрудник – Арсентьева Н. М.

старший научный сотрудник, к.э.н. - Гвоздева Г. П.

инженер  1 категории – Новикова Ю. О.

старший научный сотрудник – Костин В. С.

научный сотрудник, к.с.н. – Малов К. В.

старший научный сотрудник, к.с.н. – Гаськова М. И.

научный сотрудник – Братющенко С. В.

Цели, задачи и методы:

Общая цель исследования – получение обоснованных знаний о разновидностях и характеристиках моделей развития человеческого потенциала молодежи, об условиях и стимулах (субъективных и объективных факторах) формирования таких моделей. Практическая значимость заключается в обосновании и рекомендациях по созданию условий для формирования результативных социальных практик.

Основными задачами исследования на 2015 год являлись:

а) Оценить динамику профессионального самоопределения и личностной самореализации (включая ценностные ориентации) школьной и студенческой молодежи региона, мотивацию их образовательного поведения, профессионального выбора, интерес к повышению своего личностного потенциала на основе вновь полученных эмпирических данных.

б) Оценить образовательный и профессиональный потенциал молодежи (в том числе посредством компетентностного подхода); сравнить его в разных группах молодежи, выявить самооценку представителями молодого поколения своих жизненных перспектив и социального самочувствия (на основе новых и имеющихся в заделе эмпирических данных).

Эмпирический объект: выпускники старших классов (9, 11 классы), выпускники и предвыпускники вузов, ССУЗов, профессиональных лицеев, экономически активная молодежь до 35 лет (на основе вторичного анализа данных).

Методы исследования: социологический опрос учащейся молодежи («экспресс»-опрос старшеклассников, анкетирование студентов ССУЗов и вузов); интервью с представителями образовательных учреждений формального (школы, ССУЗы, вузы,) и дополнительного образования (учреждения дополнительного образования детей и молодежи), а также органов управления; вторичный анализ данных социологических обследований, проведенных ИЭОПП СО РАН; анализ официальной статистики, научной литературы; математико-статистические методы анализа данных с применение пакета SPSS и других программных средств.

 

Результаты:

В 2015 г. участники Проекта подготовили 8 докладов (с презентациями и ссылкой на проект РГНФ совместно с Правительством Новосибирской области) и выступили на научных конференциях и других научно-практических мероприятиях:

а) XVI Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», 7–10 апреля 2015 г., Москва, организатор - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (при участии Всемирного банка).

В рамках Секции Vb. Закономерности развития системы высшего образования (рук. И.В.Абанкина, НИУ ВШЭ и К.В.Зиньковский, НИУ ВШЭ) на Сеccии Vb-02. Закономерности развития системы высшего образования-2 (председатель сессии: О.А.Подольский, НИУ ВШЭ) сделан доклад: Харченко И.И. (соавтор Арсентьева И.И.) «Современные вызовы системе профессионального образования и проблемы формирования кадровой базы экономики сибирских регионов».

Сайт конференции: http://conf.hse.ru/2015/program

б) Деловая программа полуфинала Национального Чемпионата России в Сибирском федеральном округе по стандартам WorldSkills, организаторы Минтруд НСО, Новосибирск, Экспоцентр, 02.04.2015. Выступление на пленарной сессии Харченко И.И. «Новый этап модернизации российской системы образования: рост возможностей или усиление противоречий». В докладе были использованы данные «экспресс»-опроса старшеклассников, выполненного по Проекту.

в) Всероссийская научно-методическая конференция «Современные подходы и системы профильного обучения в российской школе» 1-3 июня 2015 г., г. Новосибирск, организатор – СУНЦ НГУ. Доклад: Новиковой Ю.О. «Зачем молодежи образование?» (соавторы Ф.Г.Сулейманова, И.И.Харченко). В докладе были использованы данные «экспресс»-опроса старшеклассников, выполненного по Проекту.

г) 12-ая конференция Европейской социологической ассоциации «Дифференциация, неравенства, социологическое воображение» Чехия, Прага, 25-28.08.2015 (ESA 12th Conference «Differences, Inequalities and Sociological Imagination»). Доклад Харченко И.И. «Новый этап модернизации российской системы образования: рост возможностей или усиление противоречий» на сессии RN10P01 исследовательского комитета «Социология образования». Сайт конференции: http;//ww.esa12conference.eu

д) XX международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики в XXI веке», г.Алушта, 14-19 сентября 2015 г. (организаторы: РАН, Торгово-промышленная палата РФ, Крымская академия наук, Союз научных и инженерных специалистов Крыма и др.). Сделан доклад Гвоздевой Г.П. «Ожидания в сфере труда и модели поведения научной молодежи»;

е) IV Международная научная конференция «Институциональная трансформация экономики: российский вектор новой индустриализации» (ITE-2015), г.Омск, 21-23 октября 2015 г., организаторы ОмГУ, ИЭОПП СО РАН. Сделаны доклады - Гвоздева Г.П. «Региональные и локальные условия формирования эффективных моделей трудового поведения молодежи» (Секция 2. Институциональные аспекты воспроизводства человеческого потенциала); - Харченко И.И., Новикова Ю.О. «Чем поможет современная школа программе реиндустриализации национальной экономики?» (Секция 6. Институциональные проблемы реформирования образования).

ж) Круглый стол «Актуальные проблемы подготовки кадров для реиндустриализации экономики Новосибирской области», 8.12.2015, 15:00, Большой зал администрации НСО, ул.Красный проспект, 18.  Доклад Харченко И.И., Арсентьевой Н.М. «Мотивы и стимулы студентов выпускных курсов к работе в условиях реиндустриализации экономики (по результатам первого этапа эмпирического социологического исследования в вузах и ССУЗах Новосибирской области)».

 

В 2016 г. участники проекта приняли участие в V Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость», проводимый Российским обществом социологов, который состоялся в г. Екатеринбурге 19-21 октября 2016 года. Д.соц.н. З.И. Калугина и к.соц.н., И.И. Харченко возглавили работу круглого стола «Неравенства в доступности образования как барьер реиндустриализации российской экономики», где сотрудниками Института было представлено несколько докладов (с презентациями и ссылкой на проект РГНФ совместно с Правительством Новосибирской области).

Основные итоги прошедшего круглого стола.